Ученые ВШЭ выяснили, что медитация по-разному влияет на организм людей
Группа ученых из Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ исследовала активность мозга и других систем организма в процессе медитации. В ходе исследования впервые было показано, что выполняя одинаковые инструкции, одни люди расслабляются, а другие — концентрируются. Результаты исследования опубликованы в журнале PlosOne.
Ученые при поддержке инструкторов школы здорового движения “ Своя школа ” исследовали изменение физиологических показателей человека при погружении в медитацию. В эксперименте участвовали две группы испытуемых — люди, регулярно практикующие медитацию на протяжении двух лет и более (в среднем 8 лет), и люди, не имеющие соответствующего опыта.
«Для нас было принципиально спланировать эксперимент таким образом, чтобы иметь возможность привязать зарегистрированные физиологические показатели к конкретным этапам медитации. Дело в том, что в большинстве существующих исследований сравнивают состояния медитации и состояния покоя, но не анализируют траекторию изменения физиологических показателей в процессе погружения в медитативное состояние и выхода из него», — комментирует одна из авторов статьи, младший научный сотрудник Центра биоэлектрических интерфейсов Мария Володина.
У половины испытуемых в процессе выполнения медитации наблюдались изменения активности головного мозга (в частности, наблюдалось снижение альфа ритма), свидетельствующие об умственной концентрации. У второй половины опытных практикующих в процессе всей медитации наблюдались признаки телесного расслабления — замедление дыхания и увеличение вариабельности сердечного ритма, а на последних стадиях медитации и после ее окончания сильно повысилась мощность альфа ритма, что свидетельствует о умственной расслабленности. Результаты участников контрольной группы — людей без опыта медитации — находились примерно посередине между результатами двух групп опытных медитаторов. У них не наблюдалось значительных изменений ни в показателях, характеризующих телесное расслабление, ни в показателях умственной концентрации.
«У нас есть несколько гипотез, которые могут объяснить полученные результаты. Мы уже начали эксперименты, необходимые для их проверки. Одно из возможных объяснений — у каждого человека есть врожденная предрасположенность к той или иной физиологической стратегии погружения в медитативное состояние. Если эта гипотеза подтвердится, это будет значить, что использование стандартизированных устройств для обучения медитации на основании биологической обратной связи может не только не принести ожидаемого результата, но и оказаться вредным для части пользователей. Отдельного исследования требует вопрос, может ли одна из стратегий быть предпочтительной для долговременных положительных эффектов медитации», — объясняет Мария Володина.